Меню сайта

Программа адаптации ребёнка к детскому саду
 

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей.

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни. Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают родители?

Предлагаемая программа – адаптационная программа к условиям детского сада для детей 2-3 лет, учитывающая психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста, и представляющая собой модель взаимодействия детского сада и семьи в этот непростой для ребенка период. Цель работы психолога в решении данного вопроса — помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения.

Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Кроме того, психологическая готовность ребенка к детскому саду зависит и от психологической готовности родителей оставить своего ребенка на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько переживают, что с ребенком в саду что-то случится, а их не будет рядом, что «передают» свою тревожность и опасения ребенку, который, в свою очередь, никак не может привыкнуть к новой обстановке и новым условиям.

Поэтому помощь психолога деткам в 2-3-летнем возрасте заключается и в помощи их родителям. Важно научить родителей некоторым особенностям общения с ребенком, а также помочь разобраться в своих родительских чувствах по отношению к нему. Поэтому в программе разработаны специальные мероприятия консультативного характера, призванные расширить психолого-педагогические знания и опыт родителей.

Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующих повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.

Задача: разработать комплекс мер по повышению адаптационных возможностей детей дошкольного возраста.

Методы: наблюдение, информирование, анкетирование, опрос, беседа, консультация.

Социальная адаптация – постоянный процесс активного приспособления ребенка к условиям новой социальной среды.

Содержание программы:

  • 1. Возрастные проблемы и особенности адаптации ребенка в условиях ДОУ.
  • 2. Этапы работы педагогов с детьми в период адаптации.
  • 3. Этапы работы с родителями в период адаптации.
  • 4. Этапы работы с воспитателями в период адаптации детей.
  • Приложение 1. Проведение адаптационных мероприятий с учетом режима дня.
  • Приложение 2. Примерный план работы с детьми в период адаптации.
  • Приложение 3. Карта готовности ребенка к поступлению в ДОУ.
  • Приложение 4. Признаки психического напряжения у детей.
  • Приложение 5. Памятки для родителей. 
  • Приложение 6. Игры с детьми во время адаптации.
  • Приложение 7. Подвижные оздоровительные игры.
  • Приложение 8. Зарядка в стихах.
  • Приложение 9. Полезные забавы для самых маленьких
  • Приложение 10. Как не нужно вести себе родителям с ребенком, когда он начал посещать детский сад.
  • Приложение 11. Как нужно вести себе родителям с ребенком, когда он начал посещать детский сад.
     

Скачать Программу адаптации (doc)

Собрание для родителей вновь поступающих детей в 2019 году