Меню сайта

Здоровье дошкольников

Одним из важнейших направлений педагогической деятельности считаем сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Проанализировав статистические данные частоты заболеваемости детей дошкольного возраста, а также изучив медицинские рекомендации поступающих детей в ДОУ, сделали вывод, что на этапе дошкольного детства необходима работа по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются двигательные навыки и физические качества.

Мы считаем, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня и деятельность не одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. Из стен дошкольного учреждения должны выйти воспитанники не только с багажом знаний и умений, но и люди здоровые, самостоятельные, ответственные, владеющие  навыками  сохранения  своего  здоровья. Поэтому возникла актуальность поиска новых средств сохранения и укрепления здоровья детей. В результате этого в ДОУ была разработана программа «Здоровей-ка», которая успешно реализуется нами.

Разработка этой программы привела коллектив  к переосмыслению работы с дошкольниками и родителями в вопросах отношения к здоровью ребенка, необходимости актуализации внимания воспитателей в вооружении родителей основами психолого-педагогических знаний. Роль педагога состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка и воспитывающего ценностное отношение к своему здоровью.  

В разработке программы участвовали: заведующая, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, медицинский работник.

Цель программы:

сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ; проектирование и внедрение в образовательное пространство ДОУ комплексной модели здоровьесбережения.

Задачи:

  • - повысить показатели здоровья воспитанников за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья детей;
  • - обеспечить условия для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их возрастными особенностями.
     

        Работа проводится со всеми участниками образовательного процесса: с педагогами, воспитанниками и родителями.

       Система и содержание оздоровительной деятельности специалистов МДОУ

        С воспитанниками работа представлена:

С педагогами работа представлена организацией гибкого режима пребывания воспитанников в ДОУ, проведением профилактических медицинских мероприятий, организацией и проведением мероприятий по созданию комфортных условий и психологического благополучия ребенка в детском саду.

С родителями работа представлена организацией работы по пропаганде ЗОЖ и активным включением в совместные мероприятия (Дни здоровья, спортивные праздники досуги).   

Промежуточный анализ результативности работы по программе «Здоровей-ка» свидетельствует о систематической и планомерной работе коллектива по данному направлению. Заболеваемость детей имеет тенденцию к снижению, уровень физического развития составляет 87%. Воспитатели используют в работе с детьми здоровьесберегающие технологии. Родители стали проявлять большую заинтересованность и активность.



Система и содержание оздоровительной деятельности  специалистов  МДОУ

Педагогические

специалисты

         Задачи работы

Формы работы, направления деятельности

 

Инструктор по физической культуре

 1.Оздоровительные задачи:

- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; всестороннее совершенствование функций организма; повышение работоспособности и закаливание организма.

2.Образовательные задачи:

- формирование  двигательных умений и навыков; развитие физических качеств; овладение детьми элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления здоровья.

3.Воспитательные задачи:

- развитие у воспитанников умений творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость.

1.Проведение мониторинга.

2.Проведение организованной образовательной деятельности.

3.Проведение утренней гимнастики.

4.Индивид. работа с детьми, имеющими отставание в физическом развитии

5.Проведение спортивных праздников и развлечений.

6.Консультации для педагогов и родителей.

Воспитатель

1.Воспитание здорового ребенка через организацию и проведение всей системы физкультурно-оздоровительных мероприятий.

2. Привлечение родителей к организации сотрудничества  по вопросам оздоровления и закаливания детского организма.

1.Соблюдение скорректированного режима дня

2.Проведение бодрящей, общеразвивающей, дыхательной и других гимнастик (пальчиковая, для глаз)

3.Проведение оздоровительного закаливания.

4.Работа с родителями.

5.Взаимодействие с инструктором по физической культуре, старшей медсестрой, педагогом-психологом.

Учитель-логопед

 1.Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

2.Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.

3.Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.

4.Координация усилий педагогов и родителей, контроль  качества проведения  речевой работы с детьми.

1.Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми.

2.Проведение мониторинга.

3.Консультативная помощь воспитателям и родителям.

 

Педагог-психолог

1.Сохранение психологического здоровья детей.

2.Диагностическое обследование эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений

3. Консультационная работа с родителями и педагогами.

4.Психологическое сопровождение детей в период адаптации.

5.Психологическое сопровождение детей подготовительной группы, подготовка к школе, мониторинг развития.

 

 

Психодиагностическая работа

 С детьми  по следующим направлениям: диагностические наблюдения в период адаптации ребенка к условиям ДОУ;  диагностика психического развития детей; диагностика психологической готовности детей к школе.

С родителями: диагностика особенностей семейного воспитания, родительских установок (анкетирование, беседы); изучение внутрисемейных отношений.

 С педагогами: диагностика индивидуальных особенностей личности и их профессиональной направленности; социометрические исследования коллектива; диагностика по индивидуальным запросам.

Психопрофилактическая работа

 С детьми: контроль соблюдения в группах оптимального психологического микроклимата, предупреждение психологической перегрузки у детей (индивидуальная игровая терапия: подвижные, познавательные игры, игры с водой, сюжетно – ролевые; психогимнастика.

С родителями: психологическое просвещение через выступления на родительских собраниях, наглядные материалы, индивидуальные памятки и буклеты.

Психокоррекционная работа

 С детьми: индивидуальные и подгрупповые развивающие занятия  для будущих первоклассников.

С родителями: психологическая подготовка родителей будущих первоклассников (беседы, консультации); индивидуальные занятия с целью обучения навыкам эффективного общения с ребенком.

 С педагогами: индивидуальная работа по преодолению личностных проблем.

Консультационная работа

С детьми: психологическая поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

 С родителями: групповое консультирование по вопросам и проблемам воспитания и развития детей в разных возрастных группах; индивидуальное консультирование по запросам.

 С педагогами: групповое консультирование по вопросам и проблемам воспитания и развития детей в разных возрастных группах; индивидуальное консультирование по запросам по проблемам взаимоотношений в коллективе, личностного роста, взаимоотношений с родителями воспитанников.

Старшая медсестра

Осуществление первичной профилактики

Контроль санитарно – гигиенических условий в учреждении.

Контроль организации питания

 

Контроль состояния  калорийности питания и анализ качества питания.

Контроль выполнения натуральных норм.

Контроль санитарно – гигиенического состояния пищеблока.

Составление меню.

Бракераж готовой  продукции.

Контроль  физического воспитания

 

Распределение воспитанников на медицинские группы для занятий физкультурой.

Анализ эффективности физического воспитания с оценкой физической подготовленности детей.

Осуществление контроля организации физического воспитания, закаливающих мероприятий.

Гигиеническое воспитание в детском коллективе

 

Рекомендации по организации и проведению гигиенического воспитания, формированию навыков здорового образа жизни.

Организация мероприятий по профилактике близорукости, нарушения осанки, плоскостопия.

Контроль гигиенического воспитания.

Иммунопрофилактика

 

Планирование и анализ вакцинации.

Осмотр детей перед прививкой.

Контроль состояния здоровья после прививки.

Мероприятия по обеспечению благоприятной адаптации детей к ДОУ

 

Рекомендации по адаптации детей и ее коррекции (совместно с педагогом).

Контроль течения адаптации и проведение медико – педагогической коррекции.

Работа в ПМП службе сопровождения детей.

Организация витаминотерапии

 

Витаминизация 3 блюда витамином «С» (аскорбиновой кислотой)

- витаминизация мультивитаминами  (ревит,  аскорбиновая кислота)

- чаи с лимоном,

- введение в меню  клюквенных напитков, лук, чеснок

Анализ состояния здоровья

Диспансеризация

 

Анализ состояния здоровья воспитанников, разработка медико – педагогических мероприятий.

Проведение профилактических медицинских осмотров.

Рекомендации педагогическому персоналу по коррекции отклонений в состоянии здоровья; контроль их выполнения.

 


Система физкультурно-оздоровительных мероприятий

мероприятия

возрастная группа

сроки

ответственный

Мониторинг

1

Определение уровня физического развития.

все группы

2 раза в год

(сентябрь, май)

ст. медсестра,

врач

2

Адаптация ребенка к условиям ДОУ

группа раннего, младшего возраста

по окончании адаптационного периода

ст. медсестра,

врач,

специалисты

3

Определение уровня  физической подготовленности. (пособие Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова.)

группы дошкольного возраста

2 раза в год

(сентябрь, май)

ст. медсестра,

ин. по физ-ре

4

Проведение плантографии для ранней диагностики нарушений опорно – двигательного аппарата (плоскостопие)

группы старшего возраста

1 раз в год

ст. медсестра

5

Антропометрия

группа раннего возраста

дошкольные группы

ежеквартально,

 

2 раза в год

ст. медсестра

 

6

Диспансеризация

группы старшего возраста

1 раз в год

специалисты детской поликлиники,

ст. медсестра,

врач

Двигательная активность

1

Утренняя гимнастика

все группы

ежедневно

воспитатели, ин. по физ-ре

2

Физическая культура

(в зале, на прогулке)

все группы

3 раза в неделю

(2 раза в зале,

1 раз на прогулке)

ин. по физ-ре

3

Подвижные игры

все группы

ежедневно

воспитатели

4

Спортивные упражнения

все группы

ежедневно

воспитатели

5

Гимнастика пробуждения

все группы

ежедневно

воспитатели

6

Спортивные игры

старшая, подготовительная

2 раза в неделю

воспитатели

7

Физкультурные досуги

группы дошкольного возраста

1 раз в месяц

ин. по физ-ре

воспитатели

8

Физкультурные праздники

группы дошкольного возраста

2 раза в год

ин. по физ-ре

воспитатели

9

Дни здоровья

группы дошкольного возраста

1 раз в квартал

ин. по физ-ре

воспитатели

Профилактические мероприятия

1

Проведение плановых профилактических осмотров

все группы

по плану работы мед. службы

врач,

ст. медсестра

 

2

Осмотр перед прививками и контроль реакции

все группы

по плану работы мед. службы

врач,

ст. медсестра

3

Осмотр детей после болезни

все группы

постоянно

врач,

ст. медсестра

4

Выполнение санитарных требований

все группы

постоянно

врач,

ст. медсестра

5

Проведение противоэпидемических мероприятий

все группы

постоянно

врач,

ст. медсестра

6

Проведение санитарно-просветительской работы с родителями

все группы

постоянно

врач,

ст. медсестра

7

Витаминотерапия

все группы

ежегодно

в период

с 30.09 по 30.04

ст. медсестра

8

Йодопрофилактика

все группы

 

ст. медсестра

9

«С» – витаминизация третьего блюда

все группы

ежедневно

ст. медсестра

10

Фитонцидотерапия (добавление в пищу лука, чеснока)

группы дошкольного возраста

ежегодно

в период

с октября по февраль

ст. медсестра,

воспитатели

11

Музыкотерапия

все группы

использование музыкального сопровождения в непосредственно образовательной деятельности, в режимные моменты

музыкальный руководитель, ст. медсестра, воспитатель

 

 


Модель двигательного режима

Форма двигательной активности

Особенность организации

Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Утренняя гимнастика

ежедневно на открытом воздухе или в зале, длительность 5-10 мин.

Двигательная разминка

ежедневно во время перерыва между занятиями (с преобладанием статических поз),

длительность 7-10 мин.

Физкультминутка

ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий,

длительность 2-3 мин.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

ежедневно, во время прогулки,

длительность 20-25 мин

Индивидуальная работа по развитию движений

ежедневно, во время прогулки,

длительность 12-15 мин.

Гимнастика пробуждения

ежедневно по мере пробуждения детей,

длительность 3 – 5 мин.

Пальчиковая гимнастика

ежедневно, 2-3 раза в день по 2-3 мин.

Дыхательная гимнастика

ежедневно, 3-4 раза в день по 1-2 мин.

Артикуляционная гимнастика

ежедневно, 2-3 раза в день по 3-5 мин.

Непосредственно образовательная деятельность

НОД физическая культура всех типов:

-традиционные

-тренировочные

-занятия-соревнования

-интегрированные с другими видами деятельности

-праздники и развлечения.

три раза в неделю (2 раза в зале, 1 раз на прогулке),

длительность 15-30 мин.

Самостоятельная деятельность

Самостоятельная двигательная деятельность в группе и на прогулке

ежедневно,

длительность зависит от индивидуальных особенностей детей.

Физкультурно-массовые мероприятия

Физкультурные досуги

1 раз в месяц,

длительность 20-40 мин.

Физкультурные праздники

2 раза в год,

длительность 20-60 мин.

Дни здоровья

1 раз в квартал,

длительность 20-40 мин.

Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи

НОД физическая культура совместно с родителями в дошкольном учреждении.

по желанию родителей, воспитателей и детей.

Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях детского сада.

во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников.


 

Система закаливающих мероприятий

форма закаливания

закаливающее воздействие

1

Утренний прием на улице

 

сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями

2

Утренняя гимнастика

(в теплую погоду – на улице)

воздушная ванна

3

Пребывание ребенка в облегченной одежде при комфортной температуре в помещении

воздушная ванна

4

Прогулка

воздушная ванна

5

Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности

(на прогулке)

воздушная ванна с физическими упражнениями

6

Дневной сон с доступом свежего воздуха

 

воздушная ванна с учетом сезона года, погодных условий и индивидуальных особенностей ребенка

7

Гимнастика пробуждения (упражнения после дневного сна)

сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями

(контрастная воздушная ванна)

8

Умывание в течение дня прохладной водой (рук, лица, шеи)

водные процедуры

9

Обливание ног прохладной водой

водные процедуры