Меню сайта
Готовность к обучению в школе
– это такой уровень развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы.
 
В понятии «готовность к обучению в школе» выделяют:
- психологическую готовность к обучению в школе;
- физическую готовность (физиологическую);
- личностную (социально-психологическую) готовность к обучению в школе.
Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости организма ребенка, включая развитие двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физическую и умственную работоспособность.
Личностная (социально-психологическая) готовность к обучению в школе, представляет собой готовность к новым, обусловленным ситуаций школьного обучения, формам общения и отношения к себе и окружающим.
При поступлении в школу происходит не только смена образовательного учреждения, меняются социальные условия жизни и деятельности, ребенок приобретает новую для него социальную роль – роль школьника.
 
Психологическая готовность к обучению в школе
это готовность ребенка к усвоению программного материала в форме учебной деятельности.
Детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе:
- мотивационная готовность;
- интеллектуальная готовность;
- эмоционально-волевая готовность.
 
 
 
Мотивационная готовность включает в себя желание идти в школу, понимание важности и необходимости учения, проявления интереса к получению новых знаний, умений, а также стремление ребенка к их совершенствованию.
Без мотивационной готовности, ни какой другой готовности ребенка к учению не может быть и речи, так как она является источником внутреннего стремления ребенка к  приобретению знаний, умений и навыков.
 
 
 
Интеллектуальная готовность:
- способность к концентрации внимания: удерживать внимание на выполненной работе в течении 15-20 минут;
- умение строить логические связи: умение сравнивать (находить сходство и различия разных предметов);
- обобщать (правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
- классифицировать разные объекты, выделять существенные признаки вещей и явлений, делать выводы;
- должны быть развиты пространственная координация движений (выше-ниже, больше-меньше, справа-слева), координация в системе глаз-рука: правильно переносить в тетрадь простейшие графические образцы (узор, фигуру) зрительно воспринимаемые на расстоянии;
- важен также уровень развития памяти: запоминать после 5 повторений 10 простых слов;
- мелкая моторика рук.
 
 
 
Эмоционально-волевая готовность включает в себя умения общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступать в контакт, уметь находить выход из проблемных ситуаций в общении, признавать авторитет взрослых); умение сосредоточиваться, управление эмоциями, умение ребенка сопереживать, взаимопонимать.
Среди волевых качеств необходимых школьнику, можно  выделить: целеустремленность, самостоятельность и инициатавность, решительность.
Эти качества являются предпосылкой формирования дисциплинированности, способности регулировать и соподчинять свои желания и условия жизни.

 

Как готовить ребенка к школе. 
 

Основное внимание следует уделять повседневному общению с ребенком:

 
 
- читать детские книжки;
- рассказывать много интересного из жизни природы и животных;
- рисовать;
- придумывать сказки;
- наблюдать, обсуждать, объяснять явления в природе, и рассказывать дома о том, что видели на прогулке;
- играть в настольные игры;
- поддерживать стремление ребенка познавать новое, отвечать на все его «почему», вызывать чувство удивления, и даже в знакомом  явлении показывать новизну;
- каждый вечер перед сном рассказывать что-то интересное.
 
 
 
Подготовила педагог-психолог Баскова Е.М.