Меню сайта

Семь лет. Снова кризис?

В 6-7 лет дети переходят на новый этап своего развития. Из малышей они становятся школьниками. И это не просто условная смена обстановки. На первоклассника сваливается множество новых обязанностей, отношение к нему взрослых меняется. И сам он начинает действовать и размышлять как взрослый человек.

Этот переход даётся нелегко. Ребёнку требуется время, чтобы осознать, чем обернулась его «взрослость», а родителям – изменить подход к своему подросшему чаду.

Психическое развитие в 6-7 лет

Одно из самых значимых изменений возраста 6-7 лет связано с тем, что ребёнок начинает думать заранее, просчитывать свои действия и предусматривать их результат. Теперь, перед тем, как что-то сделать или сказать, ребёнок подумает, а не последует ли за этим наказание. Таким образом дети становятся менее открытыми, их поведение уже не так понятно родителям.

Это новое умение подкрепляется ещё и тем, что нервная система ребёнка развивается настолько, что он уже может контролировать свои желания и эмоции. Он может делать что-то, потому что это необходимо, а не по собственному желанию. Так возрастает роль правила, которому ранее дошкольник ещё не мог следовать в полной мере.

К себе ребёнок относится более адекватно, чем раньше. Он осознаёт свои плюсы и минусы и своё место в обществе. Благодаря этому сформировывается видение себя таким, каким ребёнок хотел бы быть.

Игра уже не может удовлетворить ребёнка – он получил из неё максимум знаний и опыта. И теперь переходит к активному познаванию реального мира. В первую очередь, через взрослых. Общение с взрослыми людьми воспринимается им как возможность познать социальную сферу жизни.

Другую возможность изучить мир взрослых предоставляет школа. Осознающий это ребёнок стремится учиться, он понимает, что хорошая учёба позволит ему познать окружающий мир и занять желаемое место в своей среде. Это понимание приходит не сразу. Замечено, что у детей, которых отдали в школу слишком рано, переход от игрового мотива к познавательному происходит медленнее, чем у ребят, которые были психологически готовы к школе.

Признаки кризиса

Любое явное и неожиданное изменение в состоянии и поведении ребёнка «кризисного» возраста может указать на начало кризиса.

Особенно часто появляются следующие состояния: раздражительность, беспричинные вспышки гнева, агрессивность, замкнутость, повышенная утомляемость. Некоторые дети, наоборот, становятся тревожными и застенчивыми. У них падает самооценка, они плохо учатся.

Поведение во время кризиса семи лет

Родители могут заметить, что реакция ребёнка на просьбу или напоминание следует не сразу. Причём в таком случае реакция не может быть положительной. Это всегда отказ от выполнения поручения, невыполнение или оттягивание его. Замечено, что такая пауза возникает лишь в ситуациях, когда ребёнку дают обычное, привычное задание. Если же попросить ребёнка о чём-то новом, реакция последует сразу.

Вместо молчаливого оттягивания реакции могут возникать и разные формы словесного отказа. Ребёнок спорит, объясняя свою позицию, прямо отказывается от выполнения поручения, упрямится в отстаивании своей позиции, даже когда становится очевидной её неаргументированность. Стремящийся к самостоятельности ребёнок не может позволить взрослым указывать ему, что надо делать. Отсюда и отрицательные реакции даже на самую безобидную просьбу. Если в такие моменты родители поддаются на провокацию ребёнка, отношения могут сильно накалиться и все негативные проявления кризиса только усилятся.

Факт

Мальчики проходят через кризис с большим количеством негативных симптомов по сравнению с девочками. Воспитывая Мужчину, родители зачастую забывают научить ребёнка адекватным формам выражения эмоций. И мальчикам остаётся только подавлять их или изливать в агрессивной форме.

На время кризиса ребёнок может стать очень требовательным к окружающим, особенно в отношении выполнения ими своих обещаний. И если он не получает желаемого, в ход могут пойти капризы. Как и в более младшем возрасте, 6-7-летний ребёнок капризничает с целью привлечения внимания к собственной персоне.

Некоторые дети в школе становятся хитрыми. Они используют эту способность для того, чтобы не выполнить просьбу или не сделать какое-то обычное дело. И самим ребёнком такое поведение воспринимается как игра.

Как уже писалось выше, в кризисный период самооценка некоторых детей падает. Как никогда раньше, для них важна похвала. И упаси вас сделать хоть одно критическое замечание. Оно воспринимается очень неадекватно, потому что ребёнок примерно до второго класса воспринимает оценку своей деятельности как оценку собственной личности.

В доказательство своей «взрослости» дети 6-7 лет могут увлечься кривлянием. Они не просто копируют разговоры, поведение и привычки взрослых, а представляют их публике в карикатурной форме.

Ещё в этом возрасте дети начинают уделять особое внимание своему внешнему виду. Интересно, что происходит это и с девочками, и с мальчиками.

Родители первоклашки могут заметить некоторую противоречивость в поведении их ребёнка. С одной стороны, он категорически отказывается от выполнения чего-то обычного, а с другой – с радостью берётся за что-нибудь новое, особенно, если это занятие ассоциируется у него с «взрослым делом». Ребёнок рад проявить самостоятельность, выполняя необычное поручение, потому что воспринимает это, как знак доверия к нему.

Со временем эта самостоятельность позволяет ему найти занятие по душе. Так игра отходит на второй план, для ребёнка важнее становится какое-либо продуктивное действие, результат которого можно будет пощупать, результатом которого можно будет похвастаться.

Когда изменяется отношение к взрослым, тогда между ними и ребёнком всё чаще происходят интересные для обеих сторон разговоры. Шестилетку начинают волновать вопросы устройства мира, история, физиология и другие темы. Характерно, что полученную информацию ребёнок анализирует, самостоятельно делает из неё выводы, озвучивая их при взрослом, желая подтверждения собственных догадок.

Психологи заметили, что яркая выраженность негативного поведения (пауза, упрямство, требовательность, капризы и пр.) присутствует у детей, психологически готовых к школе. И в то же время, чем выше эта готовность, тем более выражены проявления кризиса – и отрицательные, и положительные.

Когда всё закончилось

Когда кризис закончится, поведение ребёнка изменится в положительную сторону, если ему удастся найти себя в новом мире, в обществе детей, если он почувствует себя достаточно самостоятельной личностью и сможет показать свои способности в школе. То есть когда он достигнет необходимого уровня психической зрелости. В большинстве случаев это происходит, как только ребёнок пошёл в первый класс.

Но довольно часто наблюдаются и неблагоприятные последствия кризиса семи лет. Если ребёнку не нравится учиться, если он не усваивает материал, если его не принял коллектив и его самооценка так и не поднялась, если он стал агрессивным или, наоборот, очень пассивным, могут возникнуть неврозы. Такому ребёнку требуется помощь психолога.

Немного понять ребёнка помогут его сновидения, в которых перерабатываются эмоции, которые ребёнок испытал в течение дня.

Важно

Излишняя строгость по отношению к нервным детям может обернуться тиками – подёргиваниями частей тела, морганиями, сухим кашлем. «Приступ» тика начинается непреднамеренно, поэтому не стоит ругать ребёнка за это, а лучше отвести его к психологу, который поможет ребёнку справляться со своими отрицательными эмоциями.

Родительская мудрость

Любой возрастной кризис родители переживают вместе со своим ребёнком. Ведь в этот период важной задачей становится разработка нового подхода к ребёнку. Ведь очевидно, что общение с первоклассником должно отличаться от общения с дошкольником.

Если родителям удаётся сохранить контакт с детьми, в этой семье эмоциональный фон взаимоотношений будет положительным, как минимум до следующего кризиса – подросткового.

Первое желание вошедшего в кризис ребёнка – получить большую самостоятельность. Предоставьте её, но так, чтобы при этом не страдали семейные правила и традиции. А вот заранее объяснять последствия тех или иных действий не всегда нужно, и тем более не надо их бояться. Лишь через собственные ошибки ребёнок придёт к ответственному принятию решений. При этом он должен понять, что, взяв на себя роль взрослого, ему придётся выполнять и некоторые поручения, которые, возможно, не доставят удовольствия.

Стремление к самостоятельности легко удовлетворяется продуктивным занятием. Помогите ребёнку найти себя через новые занятия, увлечения.

В этом возрасте наконец-то ребёнок способен воспринять всё, о чём ему говорят. Поэтому всегда лучшим средством разрешения конфликта будет диалог равноправных личностей (но не монолог рассерженного родителя!). Приведите логические доводы в защиту своей точки зрения, позвольте ребёнку объяснить, как он видит ситуацию, и попробуйте вместе найти такой вариант развития событий, который устраивает все стороны. Одной из самых больших ошибок родителей первоклашек является навязывание ему своего мнения.

Предоставив ребёнку новые права, поручив ему новые обязанности и возложив на него ответственность за личные дела, не забудьте о том, что он всё ещё очень нуждается в вашей любви и заботе. Но и ребёнку позволяйте проявлять внимание к вам: вашему самочувствию и здоровью.

Некоторых трудностей этого кризиса можно будет избежать, если заранее готовить ребёнка к школе. Это касается не столько умственного развития, сколько психологической зрелости.

И не забывайте о физическом состоянии ребёнка. Больной, слабый человек тяжелее переживает любые трудности и мало способен к обучению.

 Подготовила педагог-психолог: Баскова Е.М.