МИП
Раздел заявки
|
Содержание |
Наименование и место нахождения образовательной организации (юридический и фактический адрес, контактные телефоны, адрес электронной почты и официального сайта) |
МДОУ «Детский сад № 55» 150018 г. Ярославль, ул. 1-ая Приречная, дом 19а Телефон/факс: 54-39-45; 54-39-46. МДОУ «Детский сад № 38» 150048, г. Ярославль, переулок Герцена, дом 4-а Телефон: (485-2) 44-26-68 Телефон-факс: (485-2) 42-38-24 МДОУ «Детский сад № 222» г Ярославль, ул. Урицкого, дом 61 Т/факс 8(4852)55-05-66 – заведующий Тел. 8(4852)55-09-25 – вахта. МДОУ «Детский сад № 56» г. Ярославль, ул. Панина, 39-а Тел/факс: (4852) 55-81-64; факс 51-27-07 МДОУ «Детский сад № 237» 150051, г. Ярославль, Школьный пр. 10а Тел. 24-76-64, 74-13-23 МДОУ «Детский сад № 81» 150060, город Ярославль Ленинградский проспект, дом 113а Телефон: (4852) 53-64-05 Тел/факс: 51-26-16 E-mail: yardoy081@yandex.ru МДОУ «Детский сад № 221» 150010, г. Ярославль, ул. Индустриальная, д.28. Телефоны:(4852) 48-74-00 – заведующая д/с; (4852) 48-72-74 – ст.воспитатели, медики; Тел/факс: (4852) 48-72-80 - бухгалтерия; E-mail: yardou221@yandex.ru. МДОУ «Детский сад №144» г. Ярославль, ул. Закгейма, дом 7 а Телефон/факс: 74-65-12 E-mail yardou144@yandex.ru |
Наименование инновационного проекта |
Модель формирования предпосылок профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного детства |
Организационная форма осуществления инновационной деятельности |
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА |
Опыт инновационной деятельности образовательной организации (за последние 3 года) |
МДОУ «Детский сад № 55» 2013-2014 уч. год. МБП тема – «Повышение профессиональной компетенции педагогов и управленцев, мотивированных к освоению технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон и программы «Мир открытий» в условиях реализации ФГОС». 2014-2015 уч. год . Обучение и использование развивающей технологии В.В. Воскобовича в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста. 2015-2016 уч. год МИП «Обучение на дому детей дошкольного возраста не посещающих ДОУ по состоянию здоровья», «Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС». МДОУ «Детский сад № 56» 2012-2016 уч. год МРЦ (муниципальный ресурсный центр) Тема "Организация работы с одарёнными детьми в дошкольной образовательной организации". 2015-2016 уч. год МИП Тема «Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС». 2014-2016 уч. год. Метод проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников. МДОУ «Детский сад № 81» 2014 – 2015 уч. год МРЦ «Тактика и стратегия действий образовательного учреждения по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности школьников в рамках созданной модели школы здоровья». 2015 – 2016 уч. год МРЦ «Тактика и стратегия действий образовательного учреждения по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности школьников в рамках созданной модели школы здоровья». МДОУ «Детский сад № 222» 2015-2016 уч. год Разработка и апробация модели методической работы в ДОУ по теме: «Интеграция усилий методической и психологической служб ДОУ по сопровождению профессионального развития педагогов в условиях ФГОС ДО. Тьюторство как инновационная технология педагогической поддержки молодых педагогов» МДОУ «Детский сад № 221» 2013-2014 уч. год. МБП тема – «Повышение профессиональной компетенции педагогов и управленцев, мотивированных к освоению технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон и программы «Мир открытий» в условиях реализации ФГОС». МДОУ «Детский сад №144» 2012-2013г.- «Апробация модели трансляции деятельностного метода обучения образовательной системы «Школа 2000…» в муниципальной системе образования" – муниципальная базовая площадка (в рамках сетевого взаимодействия); 2013-2014г.- «Освоение приемов работы по реализации ФГТ: изучение технологии «Ситуация» и программы «Мир открытий» – ОМЦ (в рамках сетевого взаимодействия) 2014 -2015г.- «Гендерный подход в образовании» – ОМЦ (в рамках сетевого взаимодействия) 2015-2016г. – «Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС» – муниципальная инновационная площадка (в рамках сетевого взаимодействия) |
Сведения о научных руководителях, консультантах (при их наличии) |
Руководитель: Плескевич М.В. Научный руководитель: Координатор проекта: |
Цели, задачи и основная идея (идеи) предлагаемого проекта |
Основная идея проекта: Дошкольное детство – первый этап профессионального самоопределения личности. В процессе целенаправленной совместной деятельности педагога с детьми, обеспечивающей развитие первоначального личностного потенциала, а также игрового процесса, имитирующего профессиональную деятельность, у ребенка формируются и развиваются компетенции, которые являются фундаментом дальнейшего профессионального самоопределения. Исходя из этого, основной идеей проекта выступает разработка модели формирования предпосылок профессионального самоопределения детей дошкольного возраста, как необходимого компонента в системе сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. Важно, чтобы данная модель органично вписывалась в основную образовательную программу ДОУ, не требовала дополнительных затрат времени, была посильна для освоения участниками образовательных отношений и не вела к перегрузкам детей. В то же время позволила подойти к работе с системных позиций и помогла практикам осознать значимость педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей уже на этапе дошкольного детства и повысила приоритетность соответствующих задач. Цель проекта: создание модели формирования предпосылок профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного детства. Задачи проекта: 1.Разработать структурную модель формирования предпосылок профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного возраста. 2. Разработать и апробировать систему образовательной деятельности по профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста, включающую: · комплекс развивающих, дидактических, сюжетно-ролевых игр современной разнообразной тематики профессиональной направленности; · реализация данного комплекса в совместной деятельности педагога с детьми разных возрастных групп; · условия, обеспечивающие успешное воплощение предлагаемых игр в самостоятельной деятельности детей. 3. Создать систему взаимодействия МДОУ с социальными партнёрами и семьёй в осуществлении сопровождения детей дошкольного возраста в процессе формирования предпосылок профессионального самоопределения. 4. Создать условия для повышения компетентности педагогов по вопросам профессионального самоопределения детей дошкольного возраста и освоения образовательных технологий необходимых для эффективной реализации модели. 5. Разработать методические рекомендации и систематизировать материалы из опыта работы по формированию предпосылок профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного детства, включающие описание эффективных механизмов реализации предлагаемой образовательной модели. |
Срок и механизмы реализации инновационного проекта |
Срок реализации проекта: 2016-2018 учебный год Этапы: 1.Подготовительный (апрель 2016 – август 2016): предполагает разработку проекта, согласование действий участников проекта, анализ кадрового обеспечения проекта, проектирование материально-технического оснащения, составление плана реализации проекта. 2. Основной (сентябрь 2016 – февраль 2018): ориентирован на два учебных года и предполагает разработку и апробацию модели, подготовку пакета методических материалов, сопровождающих реализацию модели в условиях ДОУ. 3. Заключительный этап (март 2018 – май 2018) – обобщение наработанных материалов, подготовка и редактирование итоговых продуктов. Механизмы реализации проекта: - сетевое взаимодействие ДОУ – участников МИП по этапам проекта в соответствии с прилагаемым планом. |
Обоснование актуальности проекта; обоснование его значимости для развития муниципальной системы образования |
Одним из центральных требований профессионального самоопределения обучающихся выступает его непрерывность, обеспечивающая преодоление существующих «барьеров перехода» с одного уровня образования на другой. На разных уровнях образования создана своя система научно-методического и учебно-методического обеспечения, система подготовки кадров и нормативно-правовая база. Однако, как показал городской Педагогический форум-2016 и анализ образовательной деятельности в МДОУ города по данной теме с учётом требований, обозначенных в современных нормативно-правовых документах, в детских садах существуют определенные проблемные зоны: - как правило, деятельность по формированию предпосылок профессионального самоопределения детей в ДОУ строится на основе разрозненных и бессистемных мероприятий; - современное трудовое воспитание зачастую строится на знаниевом компоненте, условия для формирования умений и навыков детей требуют приведения в соответствие с современными требованиями, обозначенными в ФГОС ДО; - отмечаются недостаточное использование педагогами активно – деятельностных форм и методов в образовательном процессе, в том числе трудности в реализации методики сюжетно-ролевой игры, являющейся основной в первичном проигрывании ребенком профессиональных ролей; - недостаточное включение в систему образовательной деятельности социальных партнёров и семьи; - недостаточное психологическое сопровождение профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного детства; - недостаточная мотивация педагогического коллектива к системной деятельности по формированию предпосылок профессионального самоопределения детей дошкольного возраста, по причине низкой психолого-педагогической грамотности по теме. Все обозначенные выше трудности и существующие проблемы приводят к нарушению основных принципов успешной организации образовательной деятельности: принципа постепенности, системности, активности, что в свою очередь может влиять на планомерное, последовательное развитие профессионального самоопределения детей, как на этапе дошкольного детства, так и на последующих возрастных этапах. Предлагаемый проект муниципальной инновационной площадки ориентирован на решение указанных проблемных зон, а разработанный и систематизированный материал будет способствовать развитию муниципальной системы образования в аспекте решения актуальных вопросов формирования предпосылок профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного детства, как базовых в дальнейшей осознанном профессиональном самостоятельном выборе. |
Обоснование потребности муниципальной системы образования в результатах инновационного проекта |
Муниципальная система образования нуждается в комплексном развитии сети дошкольных учреждений по решению вопросов профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного детства, позволяющей, обеспечить соответствие качества и условий образования потребностям человека и общества государственному и социальному заказу. Поэтому инновационный проект направлен на решение задач, определённых в рамках городской конференции: · обеспечить обновление содержания дошкольного образования на основе ФГОС путем включения в планы образовательной деятельности мероприятий, направленных на раннюю профориентацию дошкольников для более системной подготовки к предстоящему в будущем выбору образовательного маршрута и будущей профессии; · активизировать взаимодействие различных дошкольных образовательных учреждений по внедрению методик работы в данном направлении; · обеспечивать методическую поддержку участникам профориентационного процесса, в том числе, воспитателей, специалистов, путем проведения разных форм обмена опытом: мастер-классов, семинаров, тренингов, открытых просмотров и т.п. на уровне дошкольных образовательных учреждений города; · обеспечить создание единой информационно-образовательной среды, позволяющей решить широкий спектр задач профессиональной ориентации; · осуществлять повышение профессиональной компетентности педагогов, занимающихся вопросами профессиональной ориентации; · обеспечить активное сотрудничество с социальными партнерами, на основе соглашений о сотрудничестве; · обеспечить сотрудничество с семьей по повышению компетентности родителей в вопросах оказания помощи детям в профессиональной ориентации. |
Ожидаемые результаты (продукты) и эффекты инновационного проекта |
Результаты: · В МДОУ созданы условия для формирования предпосылок профессионального самоопределения детей, отвечающие современным требованиям. · Определены эффективные механизмы включения социальных партнеров и семьи в деятельность ДОУ по вопросам профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного детства. · Систематизированы методические материалы, подготовлены для трансляция опыта по профессиональному самоопределению детей на этапе дошкольного детства. · Обеспечено повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ – участников проекта, обобщен материал из опыта методической работы по формированию профессиональных компетенций воспитателей в аспекте формирования предпосылок профессионального самоопределения у детей на этапе дошкольного детства. Планируемые итоговые продукты: · Структурная модель формирования предпосылок профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного детства, как часть ООП ДОУ. · Сборник методических рекомендаций и материалов из опыта работы по реализации модели сопровождения детей на первом этапе профессионального самоопределения. |
Структура проекта МИП
Раздел проекта |
Содержание |
Название проекта |
Модель формирования предпосылок профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного детства. |
Цель и задачи проекта |
Цель проекта: создание модели формирования предпосылок профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного детства Задачи проекта: 1.Разработать структурную модель формирования предпосылок профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного возраста. 2. Разработать и апробировать систему образовательной деятельности по профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста, включающую: · комплекс развивающих, дидактических, сюжетно-ролевых игр современной разнообразной тематики профессиональной направленности; · реализация данного комплекса в совместной деятельности педагога с детьми разных возрастных групп; · условия, обеспечивающие успешное воплощение предлагаемых игр в самостоятельной деятельности детей. 3. Создать систему взаимодействия МДОУ с социальными партнёрами и семьёй в осуществлении сопровождения детей дошкольного возраста в процессе формирования предпосылок профессионального самоопределения. 4. Создать условия для повышения компетентности педагогов по вопросам профессионального самоопределения детей дошкольного возраста и освоения образовательных технологий, необходимых для эффективной реализации модели. 5. Разработать методические рекомендации и систематизировать материалы из опыта работы по формированию предпосылок профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного детства, включающие описание эффективных механизмов реализации предлагаемой образовательной модели. |
Программа реализации проекта этапы
|
Разработка и реализация проекта невозможна без изучения не только нормативно-правовых документов, но и научных работ отечественных педагогов, психологов, что является, психолого-педагогической основой образовательной деятельности. О необходимости изучения и формирования психологической готовности к профессиональному и личностному самоопределению в детском возрасте свидетельствуют работы таких отечественных психологов как Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер, Н.Н. Захарова, В.И. Тютюнник. Н.С. Пряжников, изучая проблему самоопределения, ставит вопрос о том, может ли самоопределяться ребенок, ведь считается, что самоопределение — это "новообразование" именно подросткового возраста. Далее автор выделяет этапы самоопределения. Для дошкольного возраста – это самоопределение в ближайшем социальном окружении и идентификация себя с различными ролевыми позициями. Затем он отмечает: «получается, что самоопределение развивается вместе с развитием самого человека, а также то, что самоопределяться может даже маленький ребенок, еще не выговаривающий слово "самоопределение". По мнению Зеера Э.Ф., дошкольный возраст является периодом первоначального, аморфного профессионального и личностного самоопределения. И в известных периодизациях развития человека как субъекта труда, предложенных Е.А. Климовым, В.А. Бодровым дошкольный возраст входит в период допрофессионального развития: от рождения до 11–12 лет, включая стадии раннего детства, или предыгры; стадию дошкольного детства; стадию младшего школьного возраста (от 7–8 до 11 – 12 лет). На стадии дошкольного детства (от 3 до 6-8 лет), где основным способом профессионального самоопределения являются профессионально-ролевые игры, благодаря которым происходит овладение "основными смыслами" человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца…). Следует отметить, что значительные исследования по вопросам развития и формирования у детей представлений о труде взрослых (Д.Б. Эльконин, Н.С. Пряжников, В.И. Логинова, П.А. Шавир, В.И. Тютюнник), в основном, рассматривают вопросы овладения ребенком трудовыми операциями и навыками, а не ориентацию его в сфере будущей профессиональной деятельности, выявления и развития профессионально важных качеств. Изучая и анализируя научные работы по данной теме, можно сделать вывод, что формирование психологической готовности к профессиональному и личностному самоопределению в детском возрасте, является одним из актуальных вопросов на этапе дошкольного детства. Данные научных работ известных педагогов и психологов, а также ориентиры, обозначенные в нормативно-правовых документах (ФГОС ДО, Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования и др.), легли в основу проекта структурной модели формирования предпосылок профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного детства. Рабочей группой инновационного проекта спланирована деятельность по отработке и апробации данной модели по трем этапам: 1. Подготовительный этап: *Создание рабочей группы по разработке и реализации проекта на муниципальном уровне. *Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ДОУ по данной теме. * Знакомство с методическими разработками и опытом коллег по данной теме, на федеральном, региональном, муниципальном уровне. *Анализ условий, необходимых для формирования профессионального самоопределения у детей на этапе дошкольного детства в МДОУ, включённых в проектную деятельность. *Определение проблемных зон и актуальности инновационного проекта. * Составление проекта МИП. * Определение структуры модели формирования предпосылок профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного детства, определение ее места в основной образовательной программе дошкольного образовательного учреждения. * Комплектование фонда методических, информационно-правовых материалов по теме проекта. *Подготовка презентационных материалов для защиты проекта на статус МИП. 2. Основной этап : * Разработка и апробирование структурной модели формирования предпосылок профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного детства, корректировка по необходимости. *Систематизация методических материалов по проекту. * Анализ промежуточных результатов по реализации проекта. 3. Заключительный этап: *Проведение анализа результатов по апробированию модели формирования предпосылок профессионального самоопределения детей, на этапе дошкольного детства. *Определение перспектив деятельности МИП, направленной на корректировку проекта и решение проблемных зон, выявленных в ходе реализации проекта (по необходимости). *Подготовка конечного продукта проекта – обобщение и систематизация методических материалов по проекту, подготовка к тиражированию и распространению опыта в педагогическом сообществе. |
Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам и перечня результатов |
Календарный план МИП (Приложение № 1) (Приложение № 2) Пример планов работы творческих групп МДОУ, составленных на основе календарного плана МИП. |
Описание ресурсного обеспечения проекта |
В процессе осуществления инновационный деятельности, необходимо создать в ДОУ: кадровое, нормативно-правовое, материально-техническое обеспечение проекта. Кадровые ресурсы: Руководитель проекта: Плескевич М.В. Участники проекта: МДОУ № 55, 56, 38,222, 221,237,81,144. Заведующие: Румянцева Ольга Владимировна Круглова Елена Владимировна Таганова Светлана Ивановна Халиченко Валентина Эдуардовна Пашкова Наталия Геннадьевна Полякова Ирина Юрьевна Исаева Татьяна Георгиевна Новоселова Елена Сергеевна Старшие воспитатели: Фомичева Светлана Николаевна Жилина Элина Витальевна Козлова Светлана Валерьевна Шилова Ольга Григорьевна Кузнецова Светлана Александровна Лазарева Лидия Константиновна. Доманская Ирина Александровна Шестакова Ольга Львовна Семерикова Надежда Александровна Педагоги-психологи Корсикова Елена Николаевна. Педагоги ДОУ – воспитатели, учителя-логопеды, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре. Нормативно-правовые ресурсы: · Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. · Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 · Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (ФГОС ДО) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. · Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р). · Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев [и др.] – М.: Федеральный институт развития образования. – М.: Издательство «Перо», 2014. – 38с. Материально- технические ресурсы ДОУ – участники проекта имеют в наличии необходимые для деятельности МИП современные технические средства: ноутбуки, принтеры, сканеры, проекционную технику, интерактивные доски. * Развивающая предметно-пространственная среда, с учётом современных требований. *Программно-методическое обеспечение по теме проекта:
|
Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в МСО |
· Отчетные мероприятия по реализации проекта в течение учебного года (1-2 мероприятия каждый год в формах: презентации, мастер-классы, семинары). · Тиражирование и распространение сборника методических рекомендаций и материалов из опыта реализации модели (возможные варианты сборника: печатное издание или электронный ресурс). · В перспективе при условии успешной реализации проекта МИП выход на муниципальный ресурсный центр по обучению педагогических работников системы дошкольного образования города по теме: «Формирование предпосылок профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного детства». |