Меню сайта

 

МИП

 

Раздел заявки

 

Содержание

Наименование и место нахождения образовательной организации (юридический и фактический адрес, контактные телефоны, адрес электронной почты и официального  сайта) 

МДОУ «Детский сад № 55»

150018 г. Ярославль,

ул. 1-ая Приречная, дом 19а

Телефон/факс: 54-39-45; 54-39-46.

yardou 055@yandex.ru

МДОУ «Детский сад № 38»

150048, г. Ярославль, переулок Герцена, дом 4­-а

Телефон: (485-2) 44-26-68

Телефон-факс: (485-2) 42-38-24

yardou038@yandex.ru

МДОУ «Детский сад № 222»

г Ярославль, ул. Урицкого, дом 61

Т/факс 8(4852)55-05-66 – заведующий

Тел. 8(4852)55-09-25 – вахта.

yardou222@yandex.ru

МДОУ «Детский сад № 56»

г. Ярославль, ул. Панина, 39-а

Тел/факс: (4852) 55-81-64; факс 51-27-07 

yardou056@yandex.ru

МДОУ «Детский сад № 237»

150051, г. Ярославль,

Школьный пр. 10а

Тел. 24-76-64,   74-13-23

yardou237@yandex.ru

МДОУ «Детский сад № 81»

150060, город Ярославль

Ленинградский проспект, дом 113а

Телефон: (4852) 53-64-05

Тел/факс: 51-26-16

E-mail:  yardoy081@yandex.ru

МДОУ «Детский сад № 221»

150010, г. Ярославль, ул. Индустриальная, д.28.

Телефоны:(4852) 48-74-00 – заведующая д/с;

(4852) 48-72-74 – ст.воспитатели, медики;

Тел/факс: (4852) 48-72-80 - бухгалтерия;

E-mail: yardou221@yandex.ru.

МДОУ «Детский сад №144»

 г. Ярославль, ул. Закгейма, дом 7 а

Телефон/факс:  74-65-12
 E-mail yardou144@yandex.ru

Наименование инновационного проекта

Модель  формирования предпосылок  профессионального самоопределения  детей на этапе  

дошкольного детства

Организационная форма осуществления инновационной деятельности

 

МУНИЦИПАЛЬНАЯ   ИННОВАЦИОННАЯ

ПЛОЩАДКА

Опыт инновационной деятельности образовательной организации (за последние 3 года)

МДОУ «Детский сад  № 55»

2013-2014 уч. год. МБП  тема – «Повышение профессиональной компетенции педагогов  и  управленцев,  мотивированных к освоению технологии «Ситуация» Л.Г.

Петерсон и программы «Мир открытий» в условиях  реализации ФГОС».

2014-2015 уч. год . Обучение и  использование  развивающей технологии В.В. Воскобовича в совместной деятельности  с детьми дошкольного возраста.

2015-2016  уч. год  МИП «Обучение на дому детей  дошкольного  возраста не посещающих  ДОУ  по состоянию  здоровья», «Технология  проблемного диалога как средство реализации ФГОС».

МДОУ «Детский сад № 56»

 2012-2016 уч. год

МРЦ (муниципальный ресурсный центр) Тема "Организация работы с одарёнными детьми в дошкольной образовательной организации".

2015-2016 уч. год

МИП   Тема «Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС».

2014-2016 уч. год.

Метод проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников.

МДОУ «Детский сад № 81»

2014 – 2015 уч. год

МРЦ «Тактика и стратегия действий образовательного учреждения по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности школьников в рамках созданной модели школы здоровья».

2015 – 2016 уч. год

МРЦ «Тактика и стратегия действий образовательного учреждения по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности школьников в рамках созданной модели школы здоровья».

МДОУ «Детский сад № 222»

2015-2016 уч. год Разработка и апробация модели методической работы в ДОУ по теме: «Интеграция усилий методической и психологической служб ДОУ по сопровождению профессионального развития педагогов в условиях ФГОС ДО. Тьюторство как инновационная технология педагогической поддержки молодых педагогов»

МДОУ «Детский сад № 221»

2013-2014 уч. год. МБП  тема – «Повышение профессиональной компетенции педагогов  и  управленцев,  мотивированных к освоению технологии «Ситуация» Л.Г.

Петерсон и программы «Мир открытий» в условиях  реализации ФГОС».

МДОУ «Детский сад №144»

2012-2013г.- «Апробация модели трансляции деятельностного метода обучения образовательной системы «Школа 2000…» в муниципальной системе образования" – муниципальная базовая площадка (в рамках сетевого взаимодействия);

2013-2014г.- «Освоение приемов работы по реализации ФГТ: изучение технологии «Ситуация» и программы «Мир открытий» – ОМЦ (в рамках сетевого взаимодействия)

2014 -2015г.- «Гендерный подход в образовании» – ОМЦ (в рамках сетевого взаимодействия)

2015-2016г. – «Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС» – муниципальная инновационная площадка (в рамках сетевого взаимодействия)

Сведения о научных руководителях, консультантах (при их наличии)

Руководитель:  Плескевич  М.В.

Научный руководитель:

Координатор  проекта:

Цели, задачи и основная идея (идеи) предлагаемого проекта

Основная идея проекта: Дошкольное детство – первый этап профессионального самоопределения личности. В процессе целенаправленной  совместной деятельности  педагога с детьми, обеспечивающей развитие первоначального личностного потенциала,  а также игрового процесса,  имитирующего профессиональную деятельность, у ребенка формируются  и развиваются   компетенции, которые являются фундаментом  дальнейшего профессионального самоопределения. Исходя из этого, основной идеей проекта выступает разработка модели формирования предпосылок профессионального самоопределения детей дошкольного возраста, как необходимого компонента в системе сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. Важно, чтобы данная модель органично вписывалась в основную образовательную программу ДОУ, не требовала дополнительных затрат времени, была посильна для освоения участниками образовательных отношений и не вела к перегрузкам детей. В то же время позволила подойти к работе с системных позиций и помогла практикам осознать значимость педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей уже на этапе дошкольного детства и повысила приоритетность соответствующих задач.

 Цель проекта: создание  модели  формирования

предпосылок  профессионального самоопределения 

детей на этапе  дошкольного детства.

 Задачи проекта:

1.Разработать структурную модель формирования предпосылок профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного возраста.

2. Разработать и апробировать систему образовательной  деятельности по профессиональному самоопределению  детей  дошкольного возраста, включающую:

·       комплекс развивающих, дидактических, сюжетно-ролевых игр современной разнообразной тематики профессиональной направленности;

·        реализация данного комплекса в совместной деятельности педагога с детьми разных возрастных групп;

·       условия, обеспечивающие успешное воплощение предлагаемых игр в самостоятельной деятельности детей.

3. Создать систему взаимодействия МДОУ с социальными  партнёрами  и семьёй  в осуществлении сопровождения  детей дошкольного возраста  в процессе  формирования предпосылок профессионального самоопределения.

4. Создать условия для повышения компетентности педагогов по вопросам  профессионального самоопределения  детей дошкольного возраста  и  освоения  образовательных технологий необходимых для эффективной реализации модели.

5. Разработать методические рекомендации и систематизировать материалы из опыта работы по формированию предпосылок профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного детства, включающие описание эффективных механизмов  реализации предлагаемой образовательной модели.

Срок и механизмы реализации инновационного проекта 

Срок реализации проекта: 2016-2018  учебный  год

Этапы:

1.Подготовительный  (апрель  2016 – август  2016):  предполагает разработку проекта, согласование действий участников проекта, анализ кадрового обеспечения проекта, проектирование  материально-технического оснащения, составление плана реализации проекта.

2. Основной   (сентябрь  2016 – февраль 2018): ориентирован на два учебных года и предполагает разработку и апробацию модели, подготовку пакета методических материалов, сопровождающих реализацию модели в условиях ДОУ.

3. Заключительный  этап (март 2018 – май 2018) – обобщение наработанных материалов, подготовка и редактирование итоговых продуктов.

Механизмы реализации проекта:

- сетевое взаимодействие ДОУ – участников МИП по этапам проекта в соответствии с прилагаемым планом.

Обоснование актуальности проекта; обоснование его значимости для развития муниципальной системы образования

     Одним из центральных требований профессионального самоопределения обучающихся выступает его непрерывность, обеспечивающая преодоление существующих «барьеров перехода» с одного уровня образования на другой. На разных уровнях образования создана своя система научно-методического и учебно-методического обеспечения, система подготовки кадров и нормативно-правовая база. Однако, как показал городской Педагогический форум-2016 и анализ  образовательной деятельности в МДОУ города по данной теме с учётом требований, обозначенных в современных нормативно-правовых документах, в детских садах существуют определенные проблемные зоны:

- как правило, деятельность  по формированию предпосылок профессионального самоопределения детей в ДОУ строится на основе разрозненных и бессистемных мероприятий;

- современное  трудовое воспитание зачастую строится на  знаниевом компоненте, условия для формирования умений и навыков детей требуют приведения в соответствие с современными требованиями, обозначенными в ФГОС ДО;

- отмечаются недостаточное  использование  педагогами  активно – деятельностных форм и методов  в образовательном процессе, в том числе трудности в реализации методики сюжетно-ролевой игры, являющейся основной в первичном проигрывании ребенком профессиональных ролей;

- недостаточное включение в систему  образовательной деятельности  социальных  партнёров и семьи;

- недостаточное психологическое сопровождение профессионального самоопределения  детей на этапе дошкольного детства;

- недостаточная мотивация педагогического коллектива  к   системной деятельности по формированию предпосылок профессионального  самоопределения детей дошкольного возраста, по причине  низкой  психолого-педагогической  грамотности  по теме.

     Все обозначенные выше трудности и существующие проблемы приводят к нарушению основных принципов успешной организации образовательной деятельности: принципа постепенности, системности, активности, что в свою очередь может влиять на планомерное, последовательное развитие профессионального самоопределения детей, как на этапе дошкольного детства, так и на последующих возрастных этапах.  

     Предлагаемый проект муниципальной инновационной площадки ориентирован на решение указанных проблемных зон, а разработанный и систематизированный материал будет способствовать развитию  муниципальной системы образования в аспекте  решения  актуальных вопросов формирования предпосылок профессионального  самоопределения  детей на этапе  дошкольного детства, как базовых в дальнейшей осознанном профессиональном самостоятельном выборе.      

Обоснование потребности муниципальной системы образования в результатах инновационного проекта

     Муниципальная система образования нуждается в комплексном  развитии сети дошкольных учреждений по решению  вопросов   профессионального самоопределения  детей на этапе дошкольного детства, позволяющей,  обеспечить соответствие качества и условий образования потребностям человека и общества государственному и социальному заказу. Поэтому  инновационный проект  направлен на  решение  задач, определённых в рамках  городской  конференции:

·                     обеспечить обновление содержания дошкольного образования на основе ФГОС путем включения в планы образовательной деятельности мероприятий, направленных на раннюю профориентацию дошкольников для более системной подготовки к предстоящему в будущем выбору образовательного маршрута и будущей профессии;

·                     активизировать  взаимодействие  различных  дошкольных образовательных учреждений по внедрению методик работы в данном направлении;

·                     обеспечивать    методическую поддержку участникам профориентационного процесса, в том числе, воспитателей, специалистов, путем проведения разных форм обмена опытом: мастер-классов, семинаров, тренингов, открытых просмотров и т.п. на уровне дошкольных образовательных учреждений города;

·                     обеспечить создание  единой  информационно-образовательной среды, позволяющей решить широкий спектр задач профессиональной ориентации;

·                     осуществлять повышение профессиональной компетентности педагогов, занимающихся вопросами профессиональной ориентации;

·                     обеспечить активное сотрудничество с социальными партнерами, на основе соглашений о сотрудничестве;

·                     обеспечить сотрудничество с  семьей по повышению компетентности родителей в вопросах оказания помощи детям в профессиональной ориентации.

Ожидаемые результаты (продукты) и эффекты инновационного проекта

Результаты:

·         В МДОУ созданы условия для формирования предпосылок профессионального самоопределения детей, отвечающие современным требованиям.

·         Определены   эффективные  механизмы включения социальных партнеров и семьи в деятельность ДОУ по вопросам профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного детства.

·         Систематизированы методические материалы, подготовлены для трансляция опыта по профессиональному самоопределению детей на этапе дошкольного детства.

·         Обеспечено повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ – участников проекта, обобщен материал из опыта методической работы по формированию профессиональных компетенций воспитателей в аспекте формирования предпосылок профессионального самоопределения у детей  на этапе дошкольного детства.

Планируемые итоговые продукты:

·         Структурная модель  формирования предпосылок  профессионального самоопределения  детей на этапе  дошкольного детства, как часть ООП ДОУ.

·         Сборник методических рекомендаций и материалов  из опыта работы по реализации модели сопровождения детей на первом этапе профессионального самоопределения.

 

Структура проекта МИП

 

Раздел проекта

Содержание

Название проекта

Модель  формирования предпосылок  профессионального самоопределения  детей на этапе  дошкольного детства.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: создание  модели  формирования

предпосылок  профессионального самоопределения 

детей на этапе  дошкольного детства

Задачи проекта:

1.Разработать структурную модель формирования предпосылок профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного возраста.

2. Разработать и апробировать систему образовательной  деятельности по профессиональному самоопределению  детей  дошкольного возраста, включающую:

·       комплекс развивающих, дидактических, сюжетно-ролевых игр современной разнообразной тематики профессиональной направленности;

·        реализация данного комплекса в совместной деятельности педагога с детьми разных возрастных групп;

·       условия, обеспечивающие успешное воплощение предлагаемых игр в самостоятельной деятельности детей.

3. Создать систему взаимодействия МДОУ с социальными  партнёрами  и

семьёй  в осуществлении сопровождения  детей дошкольного возраста  в процессе  формирования предпосылок профессионального самоопределения.

4. Создать условия для повышения компетентности педагогов по вопросам  профессионального самоопределения  детей дошкольного возраста  и  освоения  образовательных технологий, необходимых для эффективной реализации модели.

5. Разработать методические рекомендации и систематизировать материалы из опыта работы по формированию предпосылок профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного детства, включающие описание эффективных механизмов  реализации предлагаемой образовательной модели.

Программа реализации проекта этапы 

 

Разработка и реализация проекта невозможна без изучения не только нормативно-правовых документов, но и  научных работ отечественных педагогов, психологов, что является, психолого-педагогической основой образовательной деятельности. О необходимости изучения и формирования психологической готовности к профессиональному и личностному самоопределению в детском возрасте свидетельствуют работы таких отечественных психологов как  Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер, Н.Н. Захарова, В.И. Тютюнник.

Н.С. Пряжников, изучая проблему самоопределения, ставит вопрос о том, может ли самоопределяться ребенок, ведь считается, что самоопределение — это "новообразование" именно подросткового возраста. Далее автор выделяет этапы самоопределения.  Для дошкольного возраста – это самоопределение в ближайшем социальном окружении и идентификация себя с различными ролевыми позициями. Затем он отмечает: «получается, что самоопределение развивается вместе с развитием самого человека, а также то, что самоопределяться может даже маленький ребенок, еще не выговаривающий слово "самоопределение".

По мнению Зеера Э.Ф., дошкольный возраст является периодом первоначального, аморфного профессионального и личностного самоопределения.

И в известных периодизациях развития человека как субъекта труда, предложенных Е.А. Климовым, В.А.  Бодровым дошкольный  возраст входит  в  период допрофессионального развития: от рождения до 11–12 лет, включая стадии раннего детства, или предыгры; стадию дошкольного детства; стадию младшего школьного возраста (от 7–8 до 11 – 12 лет). На стадии дошкольного детства (от 3 до 6-8 лет), где основным способом профессионального самоопределения являются профессионально-ролевые игры, благодаря которым происходит овладение "основными смыслами" человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца…).

Следует отметить, что значительные исследования по вопросам развития и формирования у детей представлений о труде взрослых (Д.Б. Эльконин, Н.С. Пряжников, В.И. Логинова, П.А. Шавир, В.И. Тютюнник), в основном, рассматривают вопросы овладения ребенком трудовыми операциями и навыками, а не ориентацию его в сфере будущей профессиональной деятельности, выявления и развития  профессионально важных  качеств.

Изучая и анализируя  научные работы по данной теме, можно сделать вывод, что  формирование психологической готовности к профессиональному и личностному самоопределению в детском возрасте, является одним из актуальных вопросов на этапе дошкольного детства.

      Данные научных работ известных педагогов и психологов, а также ориентиры, обозначенные в  нормативно-правовых документах (ФГОС ДО, Концепция организационно-педагогического сопровождения  профессионального  самоопределения обучающихся  в  условиях  непрерывности образования и др.), легли в основу проекта  структурной  модели  формирования предпосылок профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного детства. Рабочей группой инновационного проекта спланирована деятельность по отработке и апробации данной модели  по трем этапам:

       1. Подготовительный этап:

*Создание рабочей группы по разработке и реализации  проекта на муниципальном уровне.

*Изучение  нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ДОУ  по данной теме.

* Знакомство с   методическими разработками  и опытом

коллег по данной  теме, на федеральном, региональном, муниципальном уровне.

*Анализ  условий, необходимых для  формирования профессионального самоопределения  у детей на этапе дошкольного детства в МДОУ, включённых  в  проектную деятельность.

*Определение  проблемных зон  и актуальности   инновационного проекта.

* Составление проекта МИП.

* Определение   структуры  модели формирования предпосылок  профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного детства, определение ее места в основной образовательной программе дошкольного образовательного учреждения.

* Комплектование фонда методических, информационно-правовых  материалов по теме проекта.

*Подготовка презентационных материалов для защиты проекта на статус МИП.

        2. Основной   этап :

* Разработка и  апробирование  структурной модели  формирования  предпосылок профессионального самоопределения детей  на этапе дошкольного детства, корректировка по необходимости.

*Систематизация методических материалов по проекту.

* Анализ промежуточных результатов по реализации проекта.

         3. Заключительный  этап:

*Проведение  анализа  результатов  по апробированию  модели формирования предпосылок  профессионального самоопределения  детей,  на этапе  дошкольного детства.

*Определение перспектив деятельности  МИП, направленной  на корректировку проекта  и  решение проблемных зон, выявленных в ходе реализации проекта (по необходимости).

*Подготовка конечного продукта проекта – обобщение и систематизация методических материалов по проекту, подготовка к тиражированию и распространению опыта в педагогическом  сообществе.

Календарный план реализации проекта   с указанием сроков реализации по этапам и перечня результатов

 Календарный план  МИП (Приложение  № 1)

(Приложение  № 2)  Пример планов работы творческих  групп МДОУ,

составленных на основе  календарного плана  МИП.

Описание ресурсного обеспечения проекта

           В процессе  осуществления   инновационный  деятельности, необходимо создать в ДОУ: кадровое, нормативно-правовое, материально-техническое обеспечение проекта.

Кадровые ресурсы:

Руководитель проекта:  Плескевич М.В.

Участники проекта: МДОУ № 55, 56, 38,222, 221,237,81,144.

Заведующие:

Румянцева Ольга Владимировна

Круглова Елена Владимировна

Таганова Светлана Ивановна

Халиченко Валентина Эдуардовна

Пашкова Наталия Геннадьевна

Полякова Ирина Юрьевна

Исаева Татьяна Георгиевна

Новоселова Елена Сергеевна                

Старшие  воспитатели:

Фомичева Светлана Николаевна

Жилина Элина Витальевна

Козлова Светлана Валерьевна

Шилова Ольга Григорьевна

Кузнецова Светлана Александровна

Лазарева Лидия Константиновна.

Доманская Ирина Александровна                       

Шестакова Ольга Львовна 

Семерикова Надежда Александровна   

 Педагоги-психологи 

 Корсикова  Елена Николаевна.

          Педагоги ДОУ – воспитатели, учителя-логопеды, музыкальные руководители, инструкторы  по физической культуре.

Нормативно-правовые ресурсы:

·         Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

·         Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1

·         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (ФГОС ДО) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.

·         Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р).

·         Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев [и др.] – М.: Федеральный институт развития образования. – М.: Издательство «Перо», 2014. – 38с.

Материально- технические ресурсы

ДОУ – участники проекта имеют в наличии необходимые для деятельности МИП современные технические средства: ноутбуки, принтеры, сканеры, проекционную технику, интерактивные доски.

* Развивающая предметно-пространственная среда, с учётом современных требований.

*Программно-методическое обеспечение по теме проекта:

  • Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2004.
  • Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Николаев, 2004. – 52с.
  • Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2007. 
  • Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005. – 64с.
  • Пасечникова, Т.В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие. – Самара:  ЦПО, 2013. – 45с.
  • Н.В.Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (средняя группа, старшая группа, подготовительная группа) (конспекты занятий), серия "Воспитание человека", 2012г
  •  Знакомство дошкольников с профессиями (средняя группа, старшая группа, подготовительная группа) – серия: Издательско-торговый дом «Корифей», 2014г
  • И.А.Лыкова и др. "Играют мальчики" (гендерный подход в образовании) – Издательский дом "Цветной мир", 2013г
  •  И.А.Лыкова и др. "Играют девочки" (гендерный подход в образовании) – Издательский дом "Цветной мир", 2013г
  • Р.С.Буре «Дошкольник и труд» – серия: Издательство  «Детство-пресс».

Предложения по распространению и внедрению результатов проекта   в МСО

·         Отчетные мероприятия по реализации проекта в течение учебного года (1-2  мероприятия каждый год в формах: презентации, мастер-классы, семинары).

·         Тиражирование и распространение сборника методических рекомендаций и  материалов из опыта реализации модели (возможные варианты сборника: печатное издание или электронный ресурс).

·         В перспективе при условии успешной реализации проекта МИП выход на муниципальный ресурсный центр по обучению педагогических  работников системы дошкольного образования города по теме: «Формирование предпосылок профессионального самоопределения  детей на этапе дошкольного детства».