« Организация системы управления процессом введения профессионального стандарта педагога как условие совершенствования качества образования в условиях дошкольных образовательных организациях»»
Проектная группа: МДОУ «Детский сад №№ 26; 27; 35; 38; 125; 151; 155; 174; 232; 12»
Обоснование:
Педагог – ключевая фигура реформирования образования.
На современном этапе, в связи с введением в действие образовательных стандартов, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, что в свою очередь требует новых профессиональных компетенций от педагогических работников.
Нормативные требования к профессиональной деятельности находят отражение в правовых документах федерального уровня, в первую очередь это Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
Не смотря на то, что применение ПСП отсрочено до 2020 года (приказ Минобрнауки….) перед руководителями образовательными учреждениями встает задача поэтапного освоения и внедрения в образовательную практику данного документа. Предполагается, что профессиональный стандарт педагога упорядочит подходы руководителей ОУ при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.
Профессиональный стандарт является инструментом повышения качества образования и объективным измерителем квалификации педагога. Одна из основных задач профессионального стандарта – обеспечить ориентиры и перспективы профессионального развития педагогов.
Профессиональный стандарт предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.
Внедрение профессионального стандарта приведет к изменению проведения процедуры аттестации педагогических работников, повышению их квалификации, корректировке нормативных правовых актов: должностной инструкции педагогических работников, трудовых договоров и др. документов.
Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к повышению качества профессиональной деятельности.
Основная проблема состоит в том, что существует противоречие между требованиями, предъявляемыми к педагогу профессиональным стандартом и реальным уровнем развития необходимых для этого профессиональных компетенций у педагогов. Ситуация затрудняется тем, что несмотря на разработанные методические рекомендации и т. д. у руководителей существуют затруднения в наличии проверенных алгоритмов работы по внедрению ПСП.
Нормативные правовые документы, регламентирующие использование профессионального стандарта:
Документы Федерального уровня:
ФЗ-273 "Об образовании в Российской Федерации"
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта педагога «(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций № З241п-П8 от 28 мая 2014 г.
Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р)
Примерная форма трудового с работником государственного (муниципального) учреждения (эффективный контракт) утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования оплаты в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 гг.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Приказ Министерством образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении порядка аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»
Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»
Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках»
Постановление Правительства РФ от 04.04.2003 г. № 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 – 2020 годы»
Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»
Документы регионального уровня:
Нормативные документы, определяющие регламент предоставления государственной услуги "Аттестация педагогических кадров"
Документы локального уровня (уровень организации):
Трудовой договор (или эффективный контракт) с педагогом
Положение об оплате труда
Порядок проведения аттестации
Должностная инструкция педагога
Номенклатура должностей
Штатное расписание
Устав образовательной организации /новая редакция/
Программа развития образовательной организации
Основная образовательная программа образовательной организации
Коллективный договор
Правила внутреннего трудового распорядка
Положение о конфликте интересов педагогического работника
Локальные акты, сопровождающие методическую работу, положения по органам местного самоуправления (совет педагогов, совет трудового коллектива)
Идея: запуск процессов управления, направленных на внедрение профессионального стандарта педагога.
Стратегическая цель: повышение качества работы педагогического персонала в результате введения профессионального стандарта.
Тактическая цель: создание условий для обеспечения готовности педагогических коллективов к осуществлению профессиональной деятельности в соответствие с трудовыми функциями, обозначенными в профессиональном стандарте.
Задачи:
- Разработать нормативно-правовые документы, необходимые для использования стандарта профессиональной деятельности педагога в образовательных организаций и подготовка проектов документов.
- Разработать дорожную карту по внедрению профессионального стандарта педагога.
- Разработать модель управления процессом внедрения в условиях действий профессионального стандарта педагога.
- Разработать и апробировать инструментарий для выявления профессиональных дефицитов у педагогов образовательных организаций в соответствии с выделенными уровнями ПСП.
- Разработать программы повышения квалификации соответствующих им методических материалов.
- Отработать успешные практики по внутрифирменному развитию персонала, построению персонифицированных моделей профессионального развития педагогов.
- Разработать методические рекомендации для руководителей образовательных организации по внедрению стандарта в ДОУ.
Предполагаемый результат:
- Разработан пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс внедрения ПСП.
- Разработана дорожная карта по внедрению профессионального стандарта педагога.
- Разработана и описана модель управления процессом внедрения в условиях действий профессионального стандарта педагога.
- Определены «дефициты» компетентностей педагогов и составлен план их устранения.
- Повышен уровень профессиональной (грамотности) компетентности педагогов.
- Представлены варианты программ по повышению профессионального мастерства.
- Разработаны методические рекомендации для руководителей образовательных организации по внедрению стандарта в ДОУ.
Продукты деятельности:
- пакет нормативно-правовых документов по реализации профессионального стандарта;
- дорожная карта по внедрению ПСП;
- процессная модель управления по внедрению профстандарта в ДОУ;
- сравнительный анализ квалификационной характеристики и профстандарта педагога (таблица);
- мониторинг степени соответствия профстандарту педагогов ДОУ, определение «дефицитов», карата индивидуального маршрута педагога;
- успешные практики внутрифирменного обучения.