Меню сайта

 « Организация системы управления процессом введения      профессионального стандарта педагога как условие совершенствования качества образования в условиях дошкольных образовательных организациях»»

 

 Проектная группа: МДОУ «Детский сад №№ 26; 27; 35; 38; 125; 151; 155; 174; 232; 12»

Обоснование:

Педагог – ключевая фигура реформирования образования.

На современном этапе, в связи с введением в действие  образовательных стандартов, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, что в свою очередь требует   новых профессиональных компетенций от педагогических работников

Нормативные требования к профессиональной деятельности  находят отражение в правовых документах федерального уровня, в первую очередь  это Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»  от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17 октября 2013 года,   Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н, утвердивший  профессиональный  стандарт  «Педагог (педагогическая  деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Не смотря на то, что применение ПСП отсрочено до 2020 года (приказ Минобрнауки….) перед руководителями образовательными учреждениями встает задача поэтапного освоения и внедрения в образовательную практику данного документа. Предполагается, что профессиональный стандарт педагога упорядочит подходы руководителей ОУ при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Профессиональный стандарт является инструментом повышения качества образования и объективным измерителем квалификации педагога. Одна из основных задач профессионального стандарта – обеспечить ориентиры и перспективы профессионального развития педагогов.

Профессиональный стандарт предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.

Внедрение профессионального стандарта приведет к изменению проведения процедуры аттестации педагогических работников, повышению их квалификации, корректировке нормативных правовых актов: должностной инструкции педагогических работников, трудовых договоров и др. документов.

Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к повышению качества профессиональной деятельности.

Основная проблема состоит в том, что существует противоречие между требованиями, предъявляемыми к педагогу профессиональным стандартом и реальным уровнем развития необходимых для этого профессиональных компетенций у педагогов. Ситуация затрудняется тем, что несмотря на разработанные методические рекомендации и т. д. у руководителей существуют затруднения в наличии проверенных алгоритмов работы по внедрению ПСП.

Нормативные правовые документы, регламентирующие использование профессионального стандарта:

Документы Федерального уровня:

ФЗ-273 "Об образовании в Российской Федерации"

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта педагога «(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций № З241п-П8 от 28 мая 2014 г.

Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р)

Примерная форма трудового с работником государственного (муниципального) учреждения (эффективный контракт) утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования оплаты в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 гг.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

Приказ Министерством образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении порядка аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»

Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»

Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках»

Постановление Правительства РФ от 04.04.2003 г. № 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 – 2020 годы»

Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»

Документы регионального уровня:

Нормативные документы, определяющие регламент предоставления государственной услуги "Аттестация педагогических кадров"

Документы локального уровня (уровень организации):

Трудовой договор (или эффективный контракт) с педагогом

Положение об оплате труда

Порядок проведения аттестации

Должностная инструкция педагога 

Номенклатура должностей

Штатное расписание

Устав образовательной организации /новая редакция/

Программа развития образовательной организации

Основная образовательная программа образовательной организации

Коллективный договор

Правила внутреннего трудового распорядка

Положение о конфликте интересов педагогического работника

Локальные акты, сопровождающие методическую работу, положения по органам местного самоуправления (совет педагогов, совет трудового коллектива)

Идея: запуск процессов управления, направленных на внедрение профессионального стандарта педагога. 

Стратегическая цель: повышение качества работы педагогического персонала в результате введения профессионального стандарта.

Тактическая цель: создание условий для обеспечения готовности педагогических  коллективов  к осуществлению  профессиональной деятельности в соответствие с трудовыми функциями,  обозначенными в профессиональном стандарте.

Задачи:

  1. Разработать нормативно-правовые документы, необходимые для использования стандарта профессиональной деятельности педагога в образовательных организаций и подготовка проектов документов.
  2. Разработать дорожную карту по внедрению профессионального стандарта педагога.
  3. Разработать модель управления процессом внедрения в условиях действий профессионального стандарта педагога.
  4. Разработать и апробировать инструментарий для выявления профессиональных дефицитов у педагогов образовательных организаций в соответствии с выделенными уровнями ПСП.
  5. Разработать программы повышения квалификации соответствующих им методических материалов.
  6. Отработать успешные практики по внутрифирменному развитию персонала, построению персонифицированных моделей профессионального развития педагогов.
  7. Разработать методические рекомендации для руководителей образовательных организации по внедрению стандарта в ДОУ.

Предполагаемый результат:

  1. Разработан пакет нормативно-правовых  документов, регламентирующих процесс внедрения ПСП.
  2. Разработана дорожная карта по внедрению профессионального стандарта педагога.
  3. Разработана и описана  модель управления процессом  внедрения в условиях действий профессионального стандарта педагога.
  4. Определены «дефициты» компетентностей педагогов и составлен план их устранения.
  5. Повышен уровень профессиональной (грамотности) компетентности педагогов.
  6. Представлены варианты программ по повышению профессионального мастерства.
  7. Разработаны методические рекомендации для руководителей образовательных организации по внедрению стандарта в ДОУ.

Продукты деятельности:

- пакет нормативно-правовых документов по реализации профессионального  стандарта;

- дорожная карта по внедрению ПСП;

- процессная модель управления по внедрению профстандарта в ДОУ;

- сравнительный анализ квалификационной характеристики и профстандарта педагога (таблица);

- мониторинг степени соответствия профстандарту педагогов ДОУ, определение «дефицитов», карата индивидуального маршрута педагога;

- успешные практики внутрифирменного обучения.