Меню сайта

Консультация для родителей

«Развиваем пальчики — улучшаем речь»
 

«Руки учат голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

И. П. Павлов

В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Известный исследователь детской речи М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.

Как же сделать пальчики ловкими и проворными?

Прежде всего, надо активизировать те точки на руках малыша, которые непосредственно влияют на развитие высших корковых функций (головной мозг) и соответственно дают толчок их дальнейшему развитию. Находятся они на кончиках пальцев. Затем развивать гибкость кисти. И еще малыш должен научиться делать какую-то работу одной рукой независимо от другой.

Развитие мелкой моторики важно для всех детей без исключения, но если у ребенка наблюдался повышенный или, наоборот, пониженный мышечный тонус, с ним надо заниматься обязательно. Ведь вам не хочется, чтобы он, через несколько лет пойдя в школу, начал отставать в учебе.

Дома самостоятельно можно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая её, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ЛАДОНЬ-КУЛАК – РЕБРО». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте всё как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ему необходима ваша помощь. Займитесь пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

Для развития мелкой моторики полезны:

  • массаж

Массируйте, разминайте кисть от мизинца к большому пальцу. Массировать нужно обе ручки – ведь каждая «отвечает» за «своё» мозговое полушарие!

  • различные виды мозаик

Детали, чем мельче, тем лучше. Конечно, складывать буквы или фигурки малыш будет под вашим присмотром, чтобы мозаичная деталька не оказалась ненароком у него во рту.

  • разнообразные конструкторы

Пластиковые, металлические, картонные. Для повышения интереса ребенка к конструированию, не забывайте обыграть постройку.

  • рисование и раскрашивание

готовые альбомы для раскрашивания и рисования, книжки-раскраски.

А также используйте в играх:

  • разнообразные шнуровки (готовые и сделанные своими руками), 
  • пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры,
  • цветные клубочки ниток для перематывания, набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов и плетения «косичек»;
  • палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров, картинок (предметных и сюжетных);
  • семена, мелкие орешки, крупа, камушки, разноцветные пуговицы для сортировки (по кучкам, баночкам и пр.), для выкладывания узоров; 
  • набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия «Узнай на ощупь» (можно собрать мешочек вместе с ребенком, наполнив любимыми игрушками киндер-сюрпризов);
  • прищепки (бельевые разных цветов);
  • пластилин;
  • игры с бумагой (плетение, cкладывание);
  • разнообразный природный материал;
  • ручки, фломастеры, карандаши.


Играйте с ребенком, и результаты вас обязательно порадуют. Успехов вам!

Подготовила учитель-логопед: Киселева Т.А.