Консультация для родителей
Агрессивные игрушки в жизни ребёнка
Игра начинается с началом жизни человека. Как только малыш рождается, он сразу начинает играть. Через игру ребёнок познаёт окружающий мир, в игре удовлетворяются его основные потребности: стремление к самостоятельности, к участию в жизни взрослых, потребность в познании мира, в активных движениях, в общении. Необходимо учить детей играть, общаться в коллективе. Игра развивает произвольное поведение, память и внимание. А ведь без развития этих функций будет невозможна психологическая готовность к школе. Кроме того, игра способствует развитию творческих способностей детей. В связи с этим особо важной работой воспитателя является информирование родителей о необходимости детской игры и ее развивающей функции.
Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Если в игре малыш способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким – это обязательно проявит себя когда-нибудь в той или иной ситуации.
У современных детей наблюдается рост числа игр, содержащих насилие. Естественно, это не может не беспокоить родителей и педагогов.
А что означает слово играть? «Играть, игровать – шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-либо для забавы, от скуки, безделья» («Толковый словарь» В. Даля).
«Игрушка – предмет детских забав, игр и развлечений».
Главная функция игрушки – активизация детской деятельности. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка и способствовать становлению новых форм его деятельности. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно помнить, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет.
Игрушки для любого ребенка – это та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, общаться, выражать свои чувства, формировать и реализовать творческие способности. Не стоит забывать, что игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развития, развлечения. Кроме всего этого игрушка – тот товар, который взрослый выбирает и покупает для детей. Подбор игрушек – дело серьезное и ответственное.
Игрушка рассматривается как полезная и вредная. Игрушка для ребенка должна быть источником радости, мотивом для игры.
Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу: учить добру и красоте, мудрости и радости. Игрушки, способствующие накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуются в жизни по отношению к более слабым – животным или маленьким детям.
Что несет в себе игрушка? Агрессивные игрушки ориентируют на проявление индивидуализма, гордыни, тщеславия на фоне ложной романтики с героями из фантастического мира (инопланетянами, разными чудовищами), поощряют страсть к наживе, культивируют обман, злобу.
Даже пары минут просмотра телевизора будет достаточно, чтобы понять, что в большинстве фильмов и передач, присутствует насилие: шантаж, разбойное нападение, драки, принуждение, терроризм, унижение, катастрофы. Другие средства массовой информации не сильно отличаются от ТВ: сведениями о насилии пестрят заголовки газет, оно проникло в книги и радиопередачи, интернет.
Многие родители, к сожалению, не знают о педагогическом воздействии игрушки на ребенка и покупают им воинственных роботов – трансформеров, монстров, грозных динозавров и т.д. О том, что такие игрушки могут негативно воздействовать на детей, родители зачастую не задумываются. О том, как правильно выбрать игрушку, какой в ней заложен нравственный и познавательный смысл, должен говорить воспитатель, специалисты, работающие с детьми в данном дошкольном учреждении.
Педагогами и психологами проводились многочисленные исследования, в ходе которых подтвердилось то, что агрессивная игрушка влияет на характер игры дошкольника. Подтвердился факт, что между игрой с адекватной игрушкой и с агрессивной игрушкой существуют различия. Агрессивная игрушка не создает условий для актуализации игровых мотивов детей, игровое действие не разворачивается, следовательно, нет и личностного развития ребенка.
Термин «агрессивные игрушки» довольно распространён в научных кругах, однако официального и единого определения ему на данный момент нет. Под термином «агрессивные игрушки» понимают средства игровой деятельности, которые по своей форме, сути или предназначению могут подвигнуть ребёнка на агрессивные действия либо же вызвать сходные чувства: страх, тревогу и пр. Наглядными примерами таких игрушек могут быть как прямые концентраторы агрессивности (автоматы, пистолеты, ножи и пр.) так и скрытые (монстры, супер-герои, и т.д.). Вовлекая такие объекты в игровую деятельность, ребёнок может проигрывать сцены агрессии, подражая ранее увиденному. При просматривании агрессивных картинок или играя с агрессивными игрушками, малыш программирует себя на агрессивное поведение. И зависимость такова – чем больше у ребенка агрессивных игрушек, тем агрессивнее он становится.
Главным аргументом против агрессивных игрушек служит теория о том, что проигрывая сцены с элементами агрессии, ребёнок может принять такую модель поведения как правильную и допустимую. Таким образом, агрессивность ребёнка возрастает, у него формируется неправильное представление о мире.
Пугающие, страшные игрушки травмируют детскую психику. Ребенок становится тревожным, агрессивным, нервным, его мучают страхи. Как результат, у него плохо получается строить отношения со сверстниками и родителями.
Не всякую игрушку следует покупать, даже в том случае, если ее у ребенка нет. Игрушка не должна быть сложной для ребёнка, лишённой смысла.
Взрослые, родители, педагоги, помогают ему увидеть красоту игрушки, уловить ее хитрость, приучают проявлять смекалку, фантазию, ловкость. Игрушка должна пробуждать в ребенке только радостные, теплые чувства.
И не стоит стремиться к тому, чтобы покупать игрушки, не хуже, чем у соседа, броскую, яркую, подороже или, наоборот подешевле. Стоит перед покупкой задуматься: а безопасна ли она для малыша? Какие качества воспитывает в нем?
Взгляды на современную игрушку и на приобретение ее для ребенка сегодня различны, поэтому поводу можно долго дискуссировать, но самое главное, чтобы выбранная для ребенка игрушка способствовала воспитанию в нем положительных качеств, развитию умственных, познавательных способностей, будила любознательность, интерес, бережное отношение ко всему, что окружает малыша.
Подготовила старший воспитатель: Козлова С.В.