Консультация для родителей «Учите детей общаться»
Дорогие родители! Вы – первые и самые важные педагоги Вашего ребенка. Первая его школа – Ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы можете подарить своему ребенку на всю жизнь:
одна – корни, а другая – крылья.
«Годы чудес» – так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано. И прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить.
ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ?
Делайте!
- * Радуйтесь Вашему малышу.
- * Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.
- * Когда малыш может Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.
- * Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните "параллельный разговор" (комментируйте его действия).
- * Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.
- * Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.
- * Установите четкие и жесткие требования к ребенку.
- * Говорите с малышом короткими фразами.
- * В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.
- * Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
- * Говорите медленно.
- * Будьте терпеливы.
- * Сначала спрашивайте "что"; "почему" спросите, когда малыш подрастет.
- * Каждый день читайте ребенку.
- * Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
- * Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
- * Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.
- * Поощряйте игры с другими детьми.
- * Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
- * Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите "куличики" из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.
- * Приобретите кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.
- * Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.
- * Если ребенок начал что-то коллекционировать – кораблики, машинки, наклейки – или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.
- * Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
- * Не теряйте чувства юмора.
- * Играйте с ребенком в разные игры.
- * Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
Не делайте!
- * Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, – другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
- * Не задавайте слишком много вопросов.
- * Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
- * Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.
- * Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.
- * Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: "Не так! Переделай это".
- * Не говорите: "Нет, она не красная". Лучше сказать просто: "Она синяя".
- * Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.
- * Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.
- * Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т. д.
- * Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания:
- всех логических связей;
- всех Ваших чувств ("Мама устала");
- абстрактных рассуждений и объяснений.
- * Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.
- * Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями.
Подготовила старший воспитатель: Козлова С.В.