×
Меню сайта

Неделя на планете Математики

 

 

МДОУ «Детский сад №38»

Разработчики проекта:

Козлова Светлана Валерьевна, старший воспитатель

Воронина Елена Викторовна, воспитатель

 

г. Ярославль, 2016

Визитная карточка проекта «Неделя на планете Математики»

Вид проекта: познавательно-творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный

Сроки реализации: с 04.04. по 08.08.04. 2016г.

Участники проекта: воспитанники, родители, педагоги

Цель проекта: создание условий для повышения качества математического образования детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1. Развитие познавательной и творческой активности воспитанников ДОУ.

2. Содействие поддержанию интереса детей к математике.

3. Внедрение в практику работы ДОУ новых форм организации математического развития детей.

4. Обеспечение партнерского взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам математического развития детей дошкольного возраста.

5. Совершенствование профессиональной компетентности и мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение мероприятий с детьми и родителями воспитанников.

6. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группах.

Гипотеза: Мы предполагаем, что качество математического образования дошкольников возможно при создании определенных условий:

  • при активном взаимодействии всех участников образовательного процесса (педагоги – дети – родители);
  • при поддержании познавательного интереса детей к математике с помощью новых игровых форм организации деятельности;
  • заинтересованности педагогов на повышение профессиональной компетентности.

Этапы работы над проектом:

1 этап – аналитический (анализ ситуации, определение основных целей и задач).

2 этап – организационный (составление плана работы, разработка конспектов мероприятий, подготовка дидактического материала).

3 этап – практическая деятельность (со всеми участниками образовательного процесса во всех возрастных группах ДОУ).

4 этап – итоговый (обобщение опыта и определение результата практической деятельности).

Предполагаемые результаты:

- активизация познавательного интереса детей к различным формам мероприятий математической направленности;

- успешное внедрение новых форм организации математического развития детей;

- повышение активной позиции семьи в вопросах математического развития детей дошкольного возраста;

- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;

- математические центры в группах пополняются играми и пособиями (приобретенными и изготовленными).

План мероприятий с детьми

дата проведения

тема мероприятия, форма проведения

возрастная группа

ответственный

1

04.04.2016

«Путешествие на планету Математики» – праздник

средняя, старшая, подготов. группы

ст. воспитатель

2

05.04.2016

«Знатоки математики» – КВН

старшая группа

воспитатель

старшей группы

3

05.04.2016

«Знайки и Умейки» -  математическая викторина

подгот. к школе группа

воспитатель

подгот. группы

4

06.04.2016

«Дружим с математикой» – спортивно-математическое развлечение

средняя,

разновозр. группы

инструктор

по физ-ре

 

5

07.04.2016

«Кто в теремочке живет?» – математическая инсценировка

средняя группа

воспитатель

средней группы

6

08.04.2016

«В стране веселых фигур» – выставка коллажей.

группы дошк. возр.

воспитатель

подгот. группы

7

04.04-08.04

«Разноцветное настроение» – проект по сенсорному развитию

группа раннего возраста

воспитатели

группы раннего возраста

8

04.04-08.04

«Страна Геометриков» – проект по математическому развитию

2 младшая группа

воспитатели

младшей группы

9

04.04-08.04

«Математика вокруг нас» – проект

средняя группа

воспитатели

средней группы

 

План мероприятий с педагогами

дата

тема мероприятия, форма проведения

ответственный

1

04.04.2016

«Развивающие математические центры (уголки) в группах» – консультация для педагогов

ст. воспитатель

2

05.04.2016

Практический семинар: «Развиваемся играя: практическое использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в математическом развитии дошкольников»

воспитатели

младшей

группы,

подгот. группы

3

06.04.2016

Семинар: «Интеллектуальные игры»

ст. воспитатель

4

07.04.2016

«Удивительная полянка» – открытое мероприятие организованной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми средней группы для педагогов ДОУ

воспитатель

средней группы

5

08.04.2016

«Необычное путешествие» – открытое мероприятие организованной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми средней группы для педагогов ДОУ

воспитатель

средней группы

6

08.04.2016

Смотр развивающих математических центров (уголков) в группах

ст. воспитатель

План мероприятий с родителями

дата проведения

тема мероприятия, форма проведения

ответственный

1

04.04.2016

«Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу в условиях семьи» – консультация для родителей на сайте ДОУ

воспитатель

2

04.04-08.04

Оформление наглядной информации для родителей

воспитатели групп

3

05.04.2016

«Развитие математических представлений у дошкольников» – консультация для родителей

ст. воспитатель

4

04.04-08.04

«Страна умных игр»  – оформление тематических альбомов по математическим играм

воспитатели

групп

5

08.06.04

«Веселая математика» – выставка творческих работ детей и родителей

воспитатели

старшей группы

 

 

Описание опыта реализации проекта.

    «От того, как заложены элементарные математические    представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»                          Л.А. Венгер

 

Актуальность проекта:

        Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном детстве. Математика является универсальным методом познания окружающего и предметного мира и ее роль в современной науке постоянно возрастает. В наше время математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Важно  привить детям любовь к математике, показать ее значимость вокруг нас, ее важное участие во всех видах деятельности.

        Необходимость создания  данного проекта направлено на повышение качества математического образования детей дошкольного возраста всеми участниками образовательного процесса.

 

Основная часть:

        Многочисленными исследованиями (Н.А. Менчинская, А.М. Леушина, Г.С. Костюк и др.) доказано, что возрастные возможности детей дошкольного возраста позволяют формировать у них научные, хотя и элементарные, начальные математические знания. Рассмотрим понятия:

      Математическое развитие дошкольников – позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.

     Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.

       Математическое образование дошкольника – это целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания действительности в ДОУ и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка.

      Математические представления являются средством математического развития ребенка. При этом в соответствии с возрастом ребенка необходимо подбирать и формы, и способы обучения. В связи с этим на конкретных возрастных этапах создаются наиболее благоприятные условия формирования определенных знаний и умений.

       Доказано, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Простое и порой скучное обучение математическим понятиям не обеспечивает ребенку его математическое развитие.

       Федеральный государственный образовательный стандарт требует сделать процесс овладения элементарным математическим представлениям привлекательным, ненавязчивым, радостным.

       Мы считаем, что овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Детям кажется, что они только играют. Незаметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, решают логические задачки. Задача взрослого – поддержать интерес ребенка. Поэтому мы решили использовать в работе с детьми разнообразные интересные формы на основе ведущего вида деятельности – игры. Все предложенные в плане мероприятия проводятся в игре.

      Раздел формирование элементарных математических представлений является одним из разделов  образовательной области познавательное развитие. В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:

- развитие логико-математических представлений и представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

- развитие сенсорных (предметно-действенных) способах познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочивание;

- освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (моделирование, трансформация);

- развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация);

- овладение детьми математическими способами познания действительности (счет, измерения, простейшие вычисления);

- развитие интеллектуально-творческих проявлений детей (находчивости, смекалки, сообразительности);

- развитие активности и инициативности детей.

         Целевые ориентиры: ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями… обладает элементарными представлениями из области математики… ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

        Стандарт предполагает комплексный и интегрированный подход, обеспечивающий развитие воспитанников во всех взаимодополняющих направлениях развития и образования детей. В соответствии с этим подходом предполагается взаимосвязь математического содержания с другими  образовательными областями. Особенно тесно на этапе дошкольного детства математическое развитие связано с социально-коммуникативным, физическим и речевым развитием. Развитие математического мышления происходит и совершенствуется через речевую коммуникацию, двигательную активность с другими детьми разного возраста и взрослыми, включенными в контекст взаимодействия в конкретных ситуациях: на математическом празднике или спортивном развлечении.

       В нашем детском саду Неделя математики открылась общим праздником «Путешествие на планету Математики» (Приложение 1 сценарий математического праздника «Путешествие на планету Математики»). Дети трех возрастных групп (средней, старшей и подготовительной к школе) совершенствовали и закрепляли математические представления в атмосфере  праздника. Кроме этого дети проявили умения работать в команде, радовались своим успехам и успехам других. Необычный персонаж Ошибка предлагала детям разнообразные математические задания, а затем вместе с детьми выполняла их. За проявленные знания, смекалку и сообразительность Ошибка подарила детям математические игры и сообщила, что впереди ребят ждут еще много интересных и увлекательных мероприятий, тем самым создала дальнейшую мотивацию познавательного интереса у детей. 

       Благодаря освоению математического содержания окружающего мира в дошкольном возрасте у большинства детей развиваются предпосылки успешного учения в школе и дальнейшего изучения математики на протяжении жизни. Для этого важно, чтобы освоение математического содержания на ранних ступенях образования сопровождалось позитивными эмоциями – радостью и удовольствием.   (Приложение 2 фотоматериалы мероприятий с детьми.)

Параллельно в течение недели в других возрастных группах проводились мини проекты: «Разноцветное настроение» – проект по сенсорному развитию в группе раннего возраста и «Страна Геометриков» в группе младшего дошкольного возраста. Фигурки – человечки из страны Геометриков каждый день встречали детей новыми игровыми заданиями. 

       Второй день пребывания детей на планете Математики дал проявить детям свои познавательные способности и активность в рамках КВН «Знатоки математики» – в подготовительной к школе группе и викторины в старшей группе, где встретились команды Умников и Почемучек, Знаек и Умеек.

     Третий день математической недели прошел в форме соревнования в рамках спортивно-математического развлечения «Дружим с математикой».

     На следующий день воспитанники средней группы пригласили старших детей в гости в необычный теремок. Дети подготовили инсценировку «Кто в теремочке живет?» Ребята узнали, что на планете Математики в теремочках живут фигуры.

      Чтобы путешествие на математическую планету запомнилось детям и всем ее жителям, решили изготовить с ребятами коллажи и украсить ими планету.     

      Одновременно с детьми на планете Математики оказались и педагоги. Их увлек интересный мир блоков Дьенеша, палочек Кьюизенера и интеллектуальных игр. С педагогами провели практические семинары и консультации. Воспитатели средней группы показали открытые занятия с воспитанниками по ФЭМП с использованием блоков и палочек.   (Приложение 3 фотоматериалы мероприятий с педагогами.)

      Математическое развитие ребенка только в дошкольном учреждении не имело бы смысла без сотрудничества с родителями. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства для развития ребенка.

       Задачи взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в рамках математического образования дошкольников:

- сделать ДОО и семью союзниками в математическом развитии дошкольников;

- способствовать активному включению родителей в работу детского сада по развитию познавательного интереса детей;

- формировать у родителей практические умения в формировании математических представлений у дошкольников в условиях семьи.

Родители закрепляют в повседневной жизни, полученные в детском саду детьми знания и умения. А также принимают активное участие в тематических творческих конкурсах, выставках («Веселая математика» – выставка творческих работ детей и родителей») (Приложение 4 фотоматериалы совместных мероприятий детей и родителей).

Наше путешествие закончилось выставкой совместных работ детей с педагогами и детей с родителями. Посетить выставку могли все желающие.

 

Заключение

        Математическое образование дошкольников не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачиваем ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение. Неделя математики может оказать в этом неоценимую помощь.

 

 

Приложение 1

Математический праздник

«Путешествие на планету Математики»

с детьми дошкольного возраста

Цель: закрепление математических представлений дошкольников в атмосфере праздника.
Задачи:
Образовательные:

- Закреплять умение собирать из частей целое изображение.
- Закреплять знание геометрических фигур, их основные признаки, сходства и отличия.

- Совершенствовать навыки количественного счета, определения состава числа из двух меньших чисел, решения простых арифметических задач, умение соотносить количество предметов с числом, соотносить заданное число с цифрой.
Развивающие:
Развивать внимание, память, мышление, конструктивные способности, умение анализировать и синтезировать, обобщать, сопоставлять, делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в команде, организованность, самоконтроль.
            

Схемы построек космических кораблей

Для средней группы

Для старшей группы

Для подготовительной группы

 

Приложение 2 фотоматериалы мероприятий с детьми

Приложение 3 фотоматериалы мероприятий с педагогами

Приложение 4 фотоматериалы мероприятий с родителями

Список используемой литературы

  1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 1991.
  3. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. –М.: Знание, 1993.
  4. Играем в числа /сост. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. –Ярославль, Акалемия развития., 1998.
  5. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ /под ред.О.В. Дыбиной. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.